Что такое социальный контракт для самозанятых и как его оформить

Государство оказывает самозанятым всестороннюю поддержку: создает учебные программы, предоставляет налоговые льготы, позволяет оформлять кредиты под сниженный процент. Кроме того, самозанятые россияне могут оформить социальный контракт для улучшения своего финансового положения или открытия бизнеса.

Что такое социальный контракт для самозанятых и как его оформить
Кокош Елена Валериевна
Елена Кокош Эксперт по финансовым услугам
Об авторе
Высшее экономическое образование в Поволжском государственном университете сервиса. Более 8 лет сотрудничает с финансовыми порталами, исследует экономические рынки, банковскую деятельность, анализирует финансовые показатели. Выступает в качестве независимого эксперта и дает комментарии СМИ. Открыть профиль

Условия и суммы соцконтракта зависят от того, на какие цели его хотят оформить. Разберемся, что такое социальный контракт, могут ли его получать самозанятые и на каких условиях.

Что такое социальный контракт для самозанятых

Социальный контракт — это соглашение, которое подписывает плательщик налога на профессиональный доход и орган социальной защиты. Государство и регионы выделяют из своих бюджетов деньги, а самозанятый осваивает их, и в идеале приумножает.

Получить социальный контракт можно двумя способами: в денежном или натуральном виде. В первом случае плательщик НПД получает сумму до 350 000 рублей безвозмездно. Во втором — помощь в виде обучения или повышения квалификации.

Для оформления социального контракта, заявитель должен соответствовать определенным требованиям:

  • российское гражданство,
  • постоянная или временная регистрация по месту обращения,
  • доходы ниже прожиточного минимума,
  • соответствие имущественному цензу,
  • наличие самозанятости, ИП или учет в органах занятости.

Если есть только временная регистрация, сначала нужно получить справку, что социальный контракт ранее не оформлялся. Делается это по месту постоянной прописки.

Доходы и имущество проверяют также, как и при назначении единого пособия — на основе комплексной оценки нуждаемости. Доходы самозанятого сравнивают с прожиточным минимумом в регионе проживания, и если доход ниже, можно обратиться за помощью в соцзащиту.

Учитывают:

  • заработную плату,
  • доход от сдачи жилья в аренду,
  • пенсию,
  • доход от предпринимательской деятельности,
  • пособия,
  • доход с депозитов и от других инвестиций.

Если у самозанятого есть семья, оценивают доходы всех взрослых членов семьи. И также сравнивают с ПМ в регионе — если полученная цифра ниже, можно претендовать на денежную или натуральную помощь со стороны государства.

На что можно получить деньги по социальному контракту

Малоимущие одиноко проживающие граждане и малоимущие семьи могут претендовать на получение соцконтракта. Это безвозмездная помощь со стороны государства и отдельных субъектов РФ, которую можно использовать для преодоления сложной жизненной ситуации или улучшения уровня дохода.

Малоимущие граждане и нуждающиеся в помощи семьи могут рассчитывать на получение соцконтракта от государства

Выделяют пять направлений, по которым можно получить деньги:

  1. На открытие своего дела. Для создания бизнеса предоставят до 350 000 рублей. Эти деньги можно потратить на закупку оборудования, расходных материалов, аренду помещения и другие цели. Претендент должен оформить ИП или самозанятость, составить бизнес-план и потом отчитаться о расходах.
  2. На подсобное хозяйство. На покупку животных, удобрений, оборудования, семян или строительство сельхозстроений выделяют до 200 000 рублей. Обязательна регистрация в качестве плательщика НПД и составление бизнес-плана.
  3. Поиск работы. Получают лица, которые стоят на учете в службе занятости населения. Выплата составит прожиточный минимум для трудоспособного населения в регионе проживания. Выплачивают деньги максимально до девяти месяцев, плюс могут организовать обучение и оплачиваемую стажировку.
  4. Преодоление трудной ситуации. В жизни могут произойти ситуации, когда работы нет или зарплату задерживают, а деньги на какие-то важные цели нужны срочно. Например, собрать ребенка в школу или оплатить лечение. В этом случае можно оформить выплаты в размере регионального ПМ на срок до полугода.
  5. На обучение. На эти цели деньги выдают не самому получателю соцконтракта, а учебному центру. Органы социальной защиты организует обучение для поиска работы, открытия бизнеса или подсобного хозяйства, заключают договор с обучающей организацией и перечисляют ей деньги за услуги. Максимально — до 30 000 рублей, которые должны быть реализованы в срок до трех месяцев.

Для получения денег необходимо обратиться в соцзащиту по месту жительства. Там претендент на соцконтракт получает первичную консультацию, список необходимых документов и рекомендации.

Для открытия бизнеса или подсобного хозяйства дополнительно понадобится бизнес-план. А также, с 2024 года, прохождение тестирования уровня предпринимательской компетенции. Подробнее о том «Что такое тест для предпринимателей для социального контракта».

Как самозанятому составить бизнес-план для социального контракта

Бизнес-план — это подробный документ, где будущий владелец бизнеса оценивает все возможные риски, просчитывает инвестиционную привлекательность своей идеи и сроки окупаемости вложений. Государство не дает деньги просто так.

Нужно доказать, что бизнес рентабелен, и поможет получателю социального контракта в будущем иметь стабильные доходы. И они должны быть достаточными, то есть находиться минимум на уровне прожиточного минимума для каждого члена семьи.

Бизнес-план можно составить самостоятельно либо с помощью сотрудников социальной защиты. Во всех крупных городах есть специальные центры «Мой бизнес», в которых предприниматели и самозанятые могут пройти бесплатные курсы.

Структура документа может быть разной, но чаще всего она состоит из семи основных разделов:

  1. Титульный лист. Расскажите кратко о том, что за бизнес планируете открыть, что хотите создавать или продавать, как это будет работать схематично.
  2. Анализ рынка и целевой аудитории. Проведите анализ потенциальных клиентов: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу. А самое важное, какую проблему клиентов можно решить создаваемым продуктом.
  3. Производственный план. Детально пропишите, как будет создаваться продукт или услуга, что для этого понадобится, из чего будет состоять производственный цикл.
  4. Калькуляция. Рассчитайте предполагаемые затраты на открытие дела, аренду или покупку помещения, закупку оборудования, расходники. Все что нужно для расчета себестоимости продукции.
  5. Маркетинговый план. Пропишите шаги, как вы будете продвигать бизнес, чтобы потенциальные клиенты узнали о вас.
  6. Анализ возможных рисков. Продумайте, что может помешать делу успешно работать, оцените конкурентов.
  7. Срок окупаемости. Подсчитайте, через какое время вложенные средства окупятся, и вы выйдете на стабильный доход.

В учебном центре претенденту на соцконтракт дадут шаблон, на который можно ориентироваться при создании своего проекта. А также объяснят, какие расчеты нужно сделать, где взять цифры и куда подставить.

Мы рекомендуем пройти эти курсы, и после этого вместе с сотрудником учебного центра или соцзащиты составить бизнес-план. Не советуем брать шаблоны из интернета, они могут не подойти под требования выделения денег по соцконтракту.

Какие нужны документы для соцконтракта

После составления бизнес-плана можно приступать к сбору остальных документов. Перечень дают в управлении социальной защиты населения.

Как правило требуется:

  • бизнес-план;
  • паспорта всех совершеннолетних членов семьи;
  • свидетельство о браке и свидетельство о рождении детей — при их наличии;
  • справки о доходах всех работающих членов семьи за последние полгода;
  • выписка из ЕГРН о праве собственности на недвижимость при наличии;
  • СНИЛС всех членов семьи.

Срок проверки документов варьируется от 10 до 30 рабочих дней

Бизнес-план проверяют и если в нем есть ошибки отправляют на доработку. Также заявителя могут пригласить на встречу с комиссией, которая задаст интересующие вопросы в рамках представленного проекта.

Конкретный список и требования к документам могут отличаться в регионах, поэтому лучше уточнять их на месте. В среднем проверка длится 10 рабочих дней, но срок может быть продлен до 30 дней, если нужны дополнительные данные или исправления.

Как самозанятому заключить социальный контракт

Процесс получения помощи от государства делится на несколько этапов:

  1. Подача заявления. Сделать это можно в отделении социальной защиты населения, в МФЦ по месту жительства или онлайн на портале Госуслуги. Последний способ доступен после регистрации и подтверждения учетной записи.
  2. Прохождение теста для предпринимателей. С 2024 года все желающие получить соцконтракт для открытия бизнеса, должны подтвердить свои предпринимательские компетенции. Для этого разработан специальный онлайн-тест. Сотрудник соцзащиты назначает время и место, регистрирует участников, они проходят авторизацию через Госуслуги и выполняют тест. Если он выполнен удовлетворительно, можно подавать документы, если нет — нужно пройти обучение.
  3. Прохождение обучения. Пройти его и получить сертификат можно в региональном центре «Мой бизнес».
  4. Подача документов. На их проверку у органов соцзащиты есть 30 календарных дней. После заявителя пригласят на собеседование с комиссией. Члены комиссии проверяют, соответствует ли заявитель условиям программы, задают вопросы по бизнесу.
  5. Получение денег. После того как комиссия примет решение, она озвучивает одобренную сумму и примерные сроки перечисления. Деньги приходят на банковский счет или карту МИР и не облагаются подоходным налогом.

Социальный контракт заключается на 12 месяцев, но бизнес должен просуществовать минимум два года. Все это время предприниматель отчитывается в органы соцзащиты о том, куда потрачены деньги.

Отчет подтверждается документами. Можно использовать товарные и кассовые чеки, договоры купли-продажи, расписки. Если сотрудники ведомства выяснят, что деньги потрачены на цели, которые не указаны в бизнес-плане, самозанятого обяжут вернуть деньги.

Важно продолжать жить в том же регионе, вести бизнес, присылать ежемесячные отчеты и получать стабильные доходы. Помните, что в течение всего срока действия соцконтракта специальная комиссия может приехать с проверкой.

Частые вопросы

Кому дают социальный контракт?
Гражданам РФ с доходами ниже прожиточного минимума и имуществом, не превышающим разрешенное количество. Например, владельца двух машин или двух квартир не признают малоимущим и нуждающимся в соцподдержке.
Сколько можно максимально получить по социальному контракту?
Максимальная сумма — 350 000 рублей.
Куда можно потратить деньги по социальному контракту?
На открытие или ведение действующего бизнеса, обучение, преодоление трудной жизненной ситуации, ведение личного подсобного хозяйства.
Где взять бизнес-план для получения социального контракта?
Составить самостоятельно или с помощью сотрудников центра «Мой бизнес».
Как отчитаться о расходах после получения соцконтракта?
Используйте чеки, расписки, договоры купли-продажи, аренды.

Источники:

  1. Госуслуги Что такое социальный контракт и как его заключить
    https://www.gosuslugi.ru/help/faq/add_support/102193
  2. Минтруд Социальный контракт
    https://mintrud.gov.ru/landing/social_contract
  3. Тинькофф Кто может получить социальный контракт на открытие бизнеса
    https://www.tinkoff.ru/business/blog/social-contract
  4. Мой бизнес Соцконтракт: как получить деньги на открытие бизнеса в 2024 году
    https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/knowledge/sotskontrakt-kak-poluchit-dengi-na-otkrytie-biznesa-v-2024-godu
  5. Бизнес-секреты Какую помощь предоставляет государство самозанятым в 2024 году
    https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/subsidii-dlya-samozanyatyh

Комментарии: 0