Больше половины россиян не интересуются своей кредитной историей

Кредитная история имеет первостепенное значение для каждого заемщика. При оформлении ссуды банки опираются на информацию о предыдущих финансовых обязательствах клиента и качестве их выполнения. Тем не менее, многие россияне пренебрегают изучением этого вопроса, знакомые с термином – ошибаются в деталях, а большинство граждан никогда не проверяли свою КИ. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ.

Больше половины россиян не интересуются своей кредитной историей
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@microzaims.ru Открыть профиль

Как оказалось, 1% наших соотечественников ничего не знает о понятии «кредитная история». Среди респондентов, которые продемонстрировали полное неведение, больше всего молодежи в возрасте 18-24 лет (35%) и пожилых граждан старше 60 лет (36%). Кроме того, о КИ никогда не слышали 27% россиян, не имеющих высшего образования, и 35% безработных.

Больше половины (59%) опрошенных заявили, что осведомлены о термине «кредитная история» и правильно его понимают. При этом выяснилось, что в действительности большая часть участников исследования имеет поверхностное представление о сути этого понятия.

Так, среди неверных определений КИ чаще всего встречались следующие:

  • информация о выплатах по кредитным обязательствам;
  • информация о закрытых кредитных продуктах;
  • информация о действующих займах.
Кредитная история Скоринг Бюро
Стоимость от 0
Узнать КИ Можно
Улучшение КИ Есть
Документы Паспорт РФ
Отчет Онлайн
Время За 5 минут
Оформить

Кроме того, респонденты, знакомые с этим термином, давали неполное или некорректное его определение. Самые популярные неправильные суждения:

  • граждане, которые не брали кредитов, не имеют КИ;
  • положительная КИ гарантирует получение одобрения при попытке взять кредиты в будущем;
  • только просрочки по займам способны испортить КИ.

Эксперт Центробанка Эльман Мехтиев обращает внимание на то, что в цифровую эпоху безопасность персональных данных находится под особой угрозой. Злоумышленники нередко берут кредиты на чужое имя по поддельным документам. В связи с этим нужно быть начеку и держать под контролем КИ, чтобы своевременно выявлять случаи мошенничества.

Также следует помнить, что кредитная история объединяет в себе целый ряд отдельных фактов. Поскольку источники могут быть разными, есть вероятность несовпадений и разночтений. Разумеется, ЦБ и БКИ стоят на страже единого толкования истории, но никто не сделает это лучше самого заемщика.

На вопрос, где хранятся персональные КИ, 26% респондентов ответили, что непосредственно в самом банке, который и предоставил ссуду. Между тем, кредитные организации не являются основным источником такой информации. Как справедливо заметила часть опрошенных, запросить кредитную историю можно в бюро кредитных историй (13%) или в центральном каталоге кредитных историй (14%).

В результате исследования выяснилось, что 61% россиян никогда не интересовались своей КИ. Один раз в жизни соответствующую информацию запрашивало 8% опрошенных, несколько раз – 7%.

Кредитная история Кредистория
Стоимость от 0
Узнать КИ Можно
Улучшение КИ Есть
Документы Паспорт
Отчет Онлайн
Время 1 минута
Оформить

Как стало известно, 81% респондентов пользуются смартфонами. Уровень запроса на цифровизацию специальных сервисов, с помощью которых можно контролировать КИ, оказался среди них довольно высок. Так, 43% граждан готовы чаще проверять состояние кредитной истории через приложение на смартфоне.

По словам эксперта ЦБ, в отличие от бумажных документов, потерю телефона человек замечает сразу. Следовательно, информация с экрана, доступная и легко читаемая, будет быстрее восприниматься, оказывать большее влияние на финансовое поведение и уровень грамотности пользователя.

В свою очередь, представитель НАФИ считает, что россияне пока не имеют четкого представления о назначении кредитной истории и важности ее отслеживания. Также имеются вопросы к уровню платежной дисциплины граждан. Как показывают исследования, 46% респондентов считают допустимой (при некоторых условиях) задержку кредитного платежа. Чаще всего заемщики не знают о негативных последствиях подобных шагов: все нарушения фиксируются в КИ, и получить необходимую сумму в будущем станет сложнее.

Следовательно, уровень информированности граждан о кредитных историях должен расти. Это повысит степень ответственности заемщиков перед банками и приведет к снижению финансового мошенничества.

Центробанк рассказал об изменениях в кредитных историях

Комментарии: 0