МФО навязывают бесполезные услуги

Согласно данным Банка России, в 2020 году число жалоб россиян на навязывание дополнительных услуг со стороны микрофинансовых организаций выросло более чем в 3 раза по сравнению с 2019 годом.

МФО навязывают бесполезные услуги
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@microzaims.ru Открыть профиль

Как правило, клиенты жаловались на навязывание дополнительных платных услуг, которые зачастую были бессмысленными. При этом стоимость таких услуг могла быть неадекватной. Так, при займе на сумму до 5000 рублей кредитор мог запросить за дополнительные сервисы еще 2500 рублей.

Эксперты проанализировали онлайн-займы сорока известных МФО и выявили дополнительные услуги, за которые вынуждены платить заемщики.

Чаще всего кредиторы вынуждают клиентов оформлять страховку (7-10% суммы займа), подключать услугу «народный поручитель» (на специальном сервере за 5% суммы займа можно найти стороннего поручителя), заключать договор о юридической и медицинской поддержке (по 900 рублей за каждую услугу).

Кроме того, МФО могут брать комиссию за предоставление доступа к платежному сервису в личном кабинете (5% суммы займа), а также за разблокировку личного кабинета (около 2500 рублей).

Платной может оказаться проверка банковской карты заемщика (100 рублей за сбор, обработку, передачу сведений о клиенте специальной сервисной организации, которая предоставляет заключение о вероятности мошеннических действий).

За услугу «Снижение ставки» могут попросить 100 рублей, а за анализ кредитной истории гражданина придется отдать 150-1500 рублей (хотя этот анализ необходим не заемщику, а кредитору).

Мнение экспертов

Участники рынка считают, что для наведения порядка в сфере микрокредитования Центробанку необходимо систематизировать и ограничить перечень дополнительных услуг со стороны МФО.

В то же время эксперты не видят ничего необычного в том, что в условиях ужесточения административных ограничений, которые влияют на доходность МФО, организации начинают уделять особое внимание продаже населению дополнительных услуг. Вроде, кредиторы все делают в соответствии с законом, однако позже может оказаться, что клиенту не была нужна навязанная услуга. Тем не менее, заемщик сознательно поставил свою подпись.

В таких ситуациях лучшим решением являются не ограничения, а действие «периода обдумывания», в течение которого гражданин может отказаться от ненужной услуги.

Эксперты рекомендуют заемщикам внимательно изучать кредитный договор, а также заходить на официальные сайты саморегулируемых организаций и проверять реестры. Это связано с тем, что зачастую навязывают дополнительные услуги и используют различные недобросовестные практики конторы, не являющиеся МФО (они не включены в соответствующие реестры ЦБ РФ и СРО).

Также необходимо помнить, что любой вопрос с навязанной дополнительной услугой можно решить даже после ее оформления.

Комментарии: 2

По порядку
  1. Ирина Николаевна

    Спасибо большое за Вашу статью! Она была очень полезной. Я даже немного воспряла после неё. Оказываюсь в ситуации, когда МФО пытается навязать мне услуги ветеринара, юриста и страхования. Мне неполных 69 лет и я пребываю в состоянии панической атаки после того, как выяснилось, что после произведенной оплаты краткосрочного займа в полной сумме, я осталась должна МФО ещё 2225руб. Я ничего об этом не знала, поскольку на момент перечисления денежных средств на мою карту мне не было представлено никакого договора для подписания, но как найти доказательства той или иной стороны?. Оказывается МФО воспользовался правом электронной подписи. Однако сейчас он утверждает, что направлял договор на мою э/п на момент его подписания. Ещё не прошло 14 дней и я могла бы отказаться от этих услуг, но МФО направляет меня в эти организации договариваться о возврате денежных средств. Копий пл.пор. с перечислением оплаты за предоставленные услуги в эти организации МФО не предоставляет. Как быть? Я человек дотошный и дополнительные услуги точно бы не пропустила. Только уже сейчас накручивает процент на оставшийся долг. Как быть?

    0
    1. Пихоцкая Ольга ВладимировнаОльга Пихоцкая Автор записи

      Ирина Николаевна, здравствуйте. Вы можете обратиться с жалобой на действия кредитора в Центробанк (cbr.ru/Reception/Message/Register) и Роспотребнадзор. За защитой своих прав также можно обратиться в суд.

      0