Клиенты банков предпочитают МФО

Эксперты «Национального рейтингового агентства» выяснили, что каждый десятый клиент микрофинансовой организации является заемщиком банка.

Клиенты банков предпочитают МФО
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@microzaims.ru Открыть профиль

Согласно результатам исследования, только четверть заемщиков обратились в МФО по причине отказа банка в предоставлении кредита. Остальные клиенты выбирают микрофинансовые компании, поскольку в них можно удобно и быстро получить необходимую сумму на текущие расходы.

По словам аналитиков НРА, банки начали ужесточать условия выдачи небольших кредитов, поскольку для них это экономически невыгодно. В свою очередь, МФО, которые выдают в среднем 30-100 тысяч рублей, оперативно отреагировали на запросы потенциальных заемщиков и успешно воспользовались сложившейся ситуацией.

Сервис online-кредитования «Робот Займер» провел собственное исследование и выяснил, что около 75% клиентов выбирают займы «до зарплаты» по собственному желанию. Причем около 15% заемщиков запрашивают 10-100 тысяч рублей, чтобы погасить действующие банковские кредиты.

По данным Центробанка, за I квартал 2021 года микрокредитным компаниям удалось увеличить портфель займов до 268 миллиардов рублей (прирост составил 8%). Этот показатель опережает динамику, наблюдавшуюся в 2018-2020 годах.

Участники рынка подчеркивают, что банковские заемщики начали активно обращаться в МФО в начале коронакризиса. Но до недавних пор количество таких клиентов никто не оценивал.

Благодаря банковским клиентам микрофинансовым компаниям удается сохранять жесткие правила оценки заемщиков и поддерживать долю просроченных займов на допустимом уровне. В период кризиса МФО сосредоточились на повторных клиентах, а большинство новых заемщиков как раз приходят из банковского сектора.

На сегодняшний день около 4 миллионов заемщиков одновременно имеют кредит в банке и краткосрочную ссуду в МФО. При этом 90% из них в первую очередь получили кредит в банке, а затем пошли в микрофинансовую компанию.

Аналитики считают, что новая волна ограничений не сможет усилить переток банковских клиентов в МФО. Повлиять на рост числа новых клиентов микрофинансовых компаний сможет только ужесточение требований к потенциальным заемщикам со стороны банков. Однако на данный момент эксперты не видят таких предпосылок. Кроме того, вводимые правительством ограничения являются достаточно мягкими и не приведут к существенному снижению доходов россиян.

Комментарии: 0