Как мстят телефонные мошенники

В последние несколько месяцев россияне все чаще сталкиваются с «местью» со стороны телефонных мошенников. Так, злоумышленники пытаются сводить счеты с людьми, которые в свое время не поддались на их уловки, начали ругаться во время разговора или разыгрывать аферистов в ответ. Информацию подтверждают аналитики на рынке, эксперты «Лаборатории Касперского» и граждане, которым довелось попасть в такую ситуацию.

Как мстят телефонные мошенники
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@microzaims.ru Открыть профиль

Номера телефонов несостоявшихся жертв мошенники используют как подменные при последующих аферах. В итоге обманутые граждане начинают звонить «шутникам» и требовать немедленного возврата денег.

Злоумышленники, привлекающие для своих махинаций подменные телефонные номера сторонних людей, активизировались во втором квартале 2022 года. В этот период 41% россиян приняли подозрительные звонки с незнакомых номеров, в то время как в первом квартале этот показатель составил 36%. Своего пика количество мошеннических атак достигло в июне 2022 года, когда был зафиксирован всплеск роботизированных обзвонов и звонков от «сотрудников правоохранительных органов».

Как рассказал один из потерпевших, житель Москвы, иногда он не отказывался от телефонных бесед с незнакомцами, даже в тех случаях, когда понимал, что это – мошенники. Один из таких разговоров длился полтора часа, и только под конец гражданин признался, что сразу распознал аферистов, но решил над ними подшутить. Злоумышленники, в свою очередь, оскорбились, и начали использовать номер москвича в своих интересах.

Работает схема следующим образом: мошенники звонят людям якобы от имени банковской организации, и на экране высвечивается телефонный номер обычного абонента. В течение следующих недель гражданину постоянно перезванивают посторонние люди и заявляют, что их телефоны фиксируют пропущенные вызовы с данного номера.

По словам аналитиков, для Запада подобные случаи – не редкость. Там кибермошенники объединяются в специальные сообщества на подпольных порталах. Далее преступные группы начинают проводить «акты возмездия», чтобы отомстить исследователям информационной безопасности и журналистам за разоблачение своих действий.

В Центробанке отмечают, что множественные телефонные звонки и SMS-рассылки являются стандартными психологическими приемами. С их помощью мошенники пытаются вывести своих жертв из состояния равновесия, чтобы те утратили способность критически мыслить. Также в ЦБ рекомендуют гражданам не вступать в телефонные разговоры с неизвестными лицами и прерывать беседу при малейших подозрениях. Кем бы ни представился звонящий, сообщать ему персональные сведения или данные платежной карты, коды, секретные слова или пароли нельзя ни в коем случае.

Эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что схема с подменой номеров для мошенников малоэффективна в плане монетизации. Как правило, такая уловка должна повышать уровень доверия к телефонному звонку, и в этой связи было бы логичнее использовать городские номера. Поэтому подобный формат вряд ли получит широкое распространение.

С другой стороны, телефонный номер, причастный к мошенническим действиям, может попасть в одну из баз нежелательных абонентов, что приведет к определенным проблемам. Кроме того, гражданин окажется под подозрением следственных органов, если выяснится, что люди пострадали после звонка, произведенного якобы с его номера.

В этом случае человеку придется доказывать, что он не связан с мошенниками и не совершал противоправных действий. Для этого нужно обратиться к мобильному оператору, запросить информацию с детализацией исходящих звонков, навигацией местоположения в момент совершения злополучного звонка и передать эти сведения полиции.

В ведущих российских банках заявили, что не получали от своих клиентов жалоб, связанных с такой формой мошенничества. С другой стороны, пострадавшие вряд ли пойдут с претензиями в финансовую организацию, так как денежных потерь они не несут. Тем не менее, специалисты не рекомендуют гражданам идти на контакт с мошенниками и разыгрывать их.

По материалам «Известий»

Комментарии: 0