Центробанк: самые бесполезные финансовые продукты

В ЦБ рассказали о самых ненужных россиянам финансовых продуктах.

Центробанк: самые бесполезные финансовые продукты
Пихоцкая Ольга Владимировна
Ольга Пихоцкая Руководитель поддержки и эксперт по финансовым продуктам
Об авторе
Высшее образование по специальности "Финансы" Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского. Пять лет проработала в Первом Украинском Международном Банке. Ольга обладает сертификатом Банка Хоум Кредит о прохождении обучения по программе "ФинКласс". В 2019 году подтвердила знания, получив награды "Главный финансовый аналитик" и "Финансист-аутсорсер" Банка России. pihotskaya@microzaims.ru Открыть профиль

Так, среди продуктов с отсутствующей или низкой ценностью для пользователей регулятор называет коллективное страхование, кредитное страхование жизни, страхование от потери багажа, улучшение кредитной истории за счет небольших займов.

Во многих случаях выплаты составляют менее 10% от премий. В Центробанке уточняют, что потребительская ценность страхования жизни заемщика существенно снижается по причине большого количества исключений из покрытия, а также сложностей с получением выплат и включения в платеж дополнительных рисков, не влияющих на условия кредитования и не возвращающихся при досрочном погашении займа.

При этом по коллективному договору страхования стоимость в разы превышает клиентскую ценность. Так, платежи не всегда возвращаются при досрочном погашении задолженности или в случае одностороннего отказа от контракта. Неэффективным является и страхование от утери багажа по причине крайне низкого риска.

Кроме того, некоторые коробочные программы страхования (страховой продукт с заранее подобранным стандартным набором рисков, страховых сумм и объектов защиты) способны покрыть немного рисков, выплаты гражданам по ним оказываются крайне низкими.

Еще одним банковским продуктом с неочевидной ценностью для клиента является снижение процентной ставки по кредиту при условии оплаты комиссии, а также улучшение кредитной истории за счет оформления карты с небольшим кредитным лимитом. Так, в первом случае клиенту не поясняют, что данная услуга не может быть выгодной при коротком сроке займа, а также не рассказывают об условиях отказа либо досрочного погашения.

В свою очередь, кредитная карта не может гарантировать повышение кредитного рейтинга, однако может оказать негативное влияние на кредитную историю гражданина в случае просрочки. Аналогичную услугу с микрозаймом предлагают МФО.

Ненужным россиянам продуктом от микрофинансовых организаций также является отправка информации о займе не в одно, а сразу в несколько бюро кредитных историй за вознаграждение. Это якобы должно положительно влиять на оценку платежеспособности заемщика в будущем, однако на самом деле не имеет никакого значения для потребителя.

В Центробанке пояснили, что ведется работа по выявлению продуктов, которые не обладают ценностью для потребителей и направлены на получение дополнительного дохода компаниями. Регулятор реагирует на них должным образом, применяя меры к нарушителям, направляя соответствующие рекомендации участникам рынка, внося изменения в законодательство и др.

По словам представителей Банка России, для комплексного подхода по повышению потребительской ценности финансовых продуктов и сокращения рисков для граждан требуется активное участие саморегулируемых и финансовых организаций.

Комментарии: 0